Письмо ФАС России № МШ/75011/24 от 21 августа 2024 г. содержит важные разъяснения по вопросу определения единственного поставщика в государственных закупках.
⠀
Специалисты антимонопольной службы подчёркивают, что закупка у единственного контрагента допустима лишь в строго ограниченном круге случаев. А именно:
- когда товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках;
- когда проведение конкурентных процедур нецелесообразно по объективным причинам, например, в ситуациях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В ином случае выбор способа закупки у единственного поставщика расценивается как злоупотребление правом и намеренное уклонение от конкурентных процедур, что может привести к ограничению конкуренции.
⠀
Действия заказчика по включению в положение о закупке широких оснований для осуществления закупок у единственного контрагента при отсутствии объективных причин могут быть квалифицированы антимонопольным органом как нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В таком случае ФАС вправе выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
⠀
В то же время сами действия хозяйствующих субъектов по заключению договоров с единственным контрагентом на основаниях, установленных положением о закупке, не могут рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства.
⠀
Специалистам по государственным и муниципальным закупкам рекомендуем использовать комплект «ГАРАНТ-Эксперт в закупках». Он обеспечит доступ ко всем актуальным нормативным документам, а встроенный функционал, предназначенный специально для закупщиков, поможет вести закупки эффективнее. Для получения информации о комплекте и демо-доступе к системе ГАРАНТ звоните по телефону +79618694505.
13 сентября 2024